Публикации

Ссылки на публикации автора в Интернете:


   
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
 (Из опыта работы классного руководителя 1-1 класса МБОУ НОШ № 95 г. Челябинска Богдановой В.П.)

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с родителями.» Работа с родителями-неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она. будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа в школе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение или неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют главное – кто и как вводит ребенка в жизнь. С первых же дней важно наладить с родителями детей дружеские партнерские отношения.  Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса и для этого использую различные формы работы.

Мне очень приятно, когда родители положительно отзываются о моей профессиональной деятельности. Отучив старших детей, они приводят ко мне младших (система работы с родителями сложилась, передается из поколения в поколение), а, став взрослыми, ведут уже своих детей, как в той песне, которую когда-то сочинили родители моих выпускников:
                  
Годы быстро пройдут, мы закончим институт,
А нас с внуками отправят на прогулку.
И тогда, и тогда ноги сами приведут
К нашей школе по родному переулку.

У нас даже существует день встречи выпускников: 31.08 в 13.00, на которую они приходят и со своими детьми, и со своими родителями.

В день юбилея школы так же было  много моих выпускников и их родителей, были и самые первые выпускники, которые 25 лет назад пришли учиться в школу-новостройку.

       
Поэтому мне не менее приятно слышать и слова своих коллег, когда они говорят: «Какие хорошие у тебя родители, как часто к тебе приходят выпускники». Не секрет, что со многими родителями даже 1-х выпускников я поддерживаю контакт.

Сегодня я хочу показать одну из форм взаимодействия родителей и учителей и провести деловую игру, в ходе которой мы должны разработать правила, помогающие более эффективному взаимодействию и школы, родителей и учителей. (Перед началом работы гости получили жетоны с надписями Р (родители) У (учителя) Э(эксперты) и заняли места согласно этим жетонам).

Для начала проведем «Поединок мнений». Ответы должны быть по возможности краткими, т.к. время проведения каждого раунда 3 минуты. Раундов – 3.Для подведения итогов каждого раунда экспертная комиссия фиксирует и объявляет результаты. (Можно приготовить 2 стеклянные вазы, на одной написать «учителя», а на другой – «родители». Эксперты голосуют мандаринами, в заключении гостей поздравляют с Новым годом и раздают мандарины. Атрибуты могут быть различными: елочные игрушки, шоколадки-медальки и т.д.) Обе группы имеют раздаточный материал «Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся».                                                              
      
                                                           Раунд1.
1. Вопрос учителям:
       -Всегда ли учитель прав? (1,5 минуты)
    2. Вопрос родителям:
           - Всегда ли родитель прав? (1,5 минуты)

   Слово экспертам.
                                                         Раунд 2.
   1.Вопрос обеим группам
        - Ваши действия, если Вы не правы?

   Слово экспертам.
                                                         Раунд 3.
   1.Вопрос обеим группам
      - Что весомее для Вас: авторитет доказательств или авторитет положения?

   Слово экспертам.


Подводя итог «Поединка мнений», следует отметить, что при встрече с родителями срабатывает алгоритм «3-х П»:

  • Принимаем (с родителями необходимо обязательно установить контакт, снять эмоциональное напряжение при встрече)
  • Понимаем (полезно использовать обратную связь: проговорить то, что Вы услышали. Родитель чувствует, что его слушали и стремится продолжить разговор)
  • Поддерживаем (идет вербализация чувств: Вы огорчены, потому что……., Вы чувствуете………., потому что… Психологи советуют чаще использовать слова «разберемся, попробуем прояснить ситуацию»)
Иначе говоря, учитель сначала должен установить контакт с родителем, потом прояснить предмет разговора и принять совместное решение. К сожалению, на практике все выглядит иначе: при встрече с родителями пропускается первый этап, разговор начинается сразу со второго этапа «Я вызвала Вас…»
        В ходе деловой игры сложился ряд суждений, которые необходимо оформить в виде памяток

  • Учителя –детям и родителям
  • Родители – детям и учителям
Вы продолжаете работать в своих группах, эксперты присоединяются к любой из групп. Для работы можно использовать раздаточный материал «Двенадцать заповедей Джона Рида» и «9 правил воздействий на людей»
(Джон Рид (1887-1920) – американский писатель, журналист, коммунист. В годы первой Мировой войны был военным корреспондентом в Европе, участник Октябрьской революции, события которой описал в книге «Десять дней, которые потрясли мир»)

Учитель - Ученик

Родитель - Ученик

Храбрости Джона Рида
·      Не основывай свою свободу на чужом рабстве.
·      При любых обстоятельствах стой прямо.
·      Рви с прошлым, если это нужно во имя будущего.
·      Не упорствуй в своих ошибках.
·      Отстаивай истину, даже когда за неё надо бороться с целым светом.
·      Верь в человека, даже если ты разочаровался в некоторых людях.
·      Ставь общее выше личного.
·      Береги от мозолей ноги, но не бойся мозолей на руках.
·      Люби блеск звёзд больше, чем блеск золота.

Девять правил эффективного сотрудничества
·      Начинай с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
·      Указывай на ошибки не прямо, а косвенно.
·      Сначала поговори о собственных ошибках, а затем уже критикуй своего собеседника.
·      Задай собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказывать.
·      Давай людям возможность спасти свой престиж.
·      Выражай людям одобрение по поводу малейших их удач и отмечай каждый их успех.
·      Создай людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
·      Прибегай к поощрению.
·      Добивайся, чтобы люди были рады сделать то, что ты им предлагаешь.



(Участники работают за компьютерами. По окончанию работы идет обсуждение составленных   памяток, которые можно использовать как раздаточный материал в работе коллектива школы.)
Свой мастер класс я хотела бы закончить словами одной притчи: «Один интеллигент, умный, рафинированный человек, разговаривал как-то с простым священником и доказывал, что Бога нет. Священник ему сказал: «Не беда, что Вы не верите в Бога. Главное, что Он верит в вас».
Для наших детей и их родителей, наверное, тоже главное, чтобы в них верили. Верили в то, что они сумеют построить достойную и светлую жизнь для себя и своих детей. Значит, тогда и мы не зря жили.
Если Вы приняли наши предложения, выразите свое отношение эффективности, полезности по пятибалльной шкале, сделав на каждом векторе снежинки, которые лежат у Вас на столах, отметку по пятибалльной системе и прикрепите свои снежинки на одну из елочек. (Если понравился мастер –класс, снежинку прикрепляют на наряженную елочку, если – нет, снежинку прикрепляют на обычную елку).



Приложение.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся

·       Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если Вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с Вами.
·       Не беседуйте с родителями второпях, набегу; если Вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!
·       Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать, это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
·       Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
·       Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
·       То, о чём родители Вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
·       Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
·        Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!
·       Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться рекомендациями для родителей и самого ученика!
·       Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться пред родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!
·       Если родители принимают активное участие в жизни школы и класса, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!

Семь правил успешного проведения родительского собрания

1.    Уважайте!
2.    Помогайте!
3.    Объясняйте!
4.    Доверяйте!
5.    Учитесь!
6.    Спрашивайте!
7.    Благодарите!

Важно!
1.    Говорите о проблемах, а не о персоналиях.
2.    Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребёнка. Если хвалите, то всех – за что-нибудь.
3.    Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

1.    Снять собственное напряжение пред встречей с родителями.
2.    Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание.
3.    Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4.    Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
5.    Словом, и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей.
6.    Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребёнка.



УДК 377.8:371.274/.276
В.П.Богданова           

ИННОВАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Статья посвящена необходимости инновационных изменений в подготовке будущих учителей, которые обусловлены новыми стратегическими образовательными задачами. Автор анализирует понятия «компетентность», «компетенция», описывает подходы к структуре профессиональной компетенции педагога и условия, которые позволяют повысить качество подготовки учителя для российской школы.

Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетентность, структура профессиональной компетентности, педагогический колледж.

В связи с новыми образовательными запросами семьи, общества, государства сформировалась новая цель образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России. Исходя из этого, определились стратегические задачи образования:
¾    новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования;
¾    обеспечение конкурентно способности личности, общества и государства;
¾    смена ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности.
Реализуемые в начальной школе многовариативные образовательные практики требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников.
Развитие образования делает всё более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации [6, с. 110].
Лукьянова М.И. пишет, что потребность страны в учителях, способных занять личностно-гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе, ещё более актуализирует проблему повышения профессиональной компетентности учителя.
Понятие «компетентность» так или иначе, определяется большинством авторов как некая совокупность свойств и качеств личности, таких как знания, умения, навыки, способы деятельности и т.д.
Однако, понятие «компетенция» некоторыми авторами не выделяется вообще или же отождествляется с понятием «компетентность». Всё же, те авторы, которые выделяют это понятие как самостоятельную единицу, предполагают, что компетентность формируется путём приобретения компетенций.
В общем виде понятие «компетенция»  можно представить как совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, порождающих готовность учителя к осуществлению профессиональной деятельности в любой (в т.ч. и нестандартной) ситуации, а понятие «компетентность» как совокупность сформированных компетенций, составляющая систему профессионализма специалиста в общем или же в той или иной области деятельности.
В литературе существует много различных авторских позиций по поводу структуры профессиональной компетентности педагога.
Коджаспиров Г.М. представляет профессиональную компетентность педагога в виде групп педагогических умений, которыми должен овладеть будущий учитель. Автор выделяет десять групп умений, отражающие различные стороны педагогической деятельности учителя. Ограничения этого подхода связаны с тем, что понятие компетентность сужено до умения [2].
Хуторской А.В. предлагает трёхуровневую иерархию компетенций: ключевые – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; общепредметные – относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов [7, с. 63].
Так же автором определяется перечень ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности ученика (в т.ч. и студента профессионального образовательного учреждения), позволяющим ему овладеть социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.
Он выделяет семь ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствования [7, с. 63-64].
Хотя предложенная система и удовлетворяет всем ступеням образования, всё же необходима её адаптация под систему среднего специального профессионального образования с учётом требований ФГОС СПО по отдельным направлениям подготовки.
В работах Введенского В.Н. профессиональная компетентность педагога в системе повышения квалификации.
Он рассматривает  компетентность будущего педагога как совокупность знаний, умений и навыков, определяющих готовность специалиста к осуществлению педагогической деятельности. При данном подходе не учитываются личностные требования к профессиональной компетентности педагога, его стремление к саморазвитию.
В то же время адаптированный вариант разработанной им  системы профессиональных компетенций можно использовать в рамках требований современного педагогического образования.
Введенский В.Н. выделяет три уровня профессиональной компетентности педагога: общий – ключевые и операциональные компетентности; частный – компетентности конкретной специальности; конкретный – компетентности отдельного педагога.
Также он выделает три подхода к исследованию содержания и структуры профессиональной компетентности: профессиографический, уровневый и задачный [1, с. 53].
По мнению В.Н. Введенского, интеллектуально-педагогическая компетенция является базовой для коммуникативной, информационной, регулятивной.
Интеллектуально-педагогическую компетенцию автор рассматривает как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления [1, с. 54].
Для оценки предложенных компетенций автор предлагает их оценивать по трехуровневой школе: узкий – предполагает сформированность необходимой операциональной компетентности; достаточный – сформированность операциональных и ключевых компетентностей (кроме базовой); широкий – сформированность операциональных, ключевых и базовой компетентностей [1, с. 53-54].
Итак, были рассмотрены подходы к определению профессиональной  компетентности педагога. Далее будет представлена структура профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы.
По мнению, Т.М. Сорокиной в основе педагогической направленности как ядра профессиональной компетенции учителя находится направленность на ребенка.
Педагогическая направленность учителя на ребёнка преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности.
Такая специфическая направленность современного учителя начальной школы проявляется:
¾   во-первых, в особенностях гуманистического педагогического мировоззрения, позволяющего такому учителю осуществить организацию и управление жизнедеятельностью системы «педагогического пространства» для младших школьников.  Эта система включает в себя: особенности взаимодействия учителя и детской группы; организацию общения с родительской группой и собственное профессиональное самосовершенствование.
¾   во-вторых, эта направленность проявляется в системе профессиональных интегративных знаний и навыков, которые реализуются через гибкое педагогическое мышление учителя. Стержнем системы интегративного знания учителя является психологическое знание:
ДидактикаПсихология общая, возрастная, педагогическая, социальнаяИнтегрированное психолого-педагогическое знание
Теория воспитания
Методические дисциплиныИнтегрированное психолого-методическое знание
Предметная подготовкаПрофессионализация предметной подготовки
Индивидуальная работа педагога
Работа предметно-цикловых комиссий
Административная работа
Готовность к изучению и восприятию новых педагогических знаний,
к  внеучебной воспитательной работе,  выражающей внутреннее  стремление, потребность и способность личности
Готовность к изменению образовательных и социальных функций педагога, поиску  новых организационных форм, технологий обучения
Готовность координировать, стимулировать инновационную деятельность
Способность педагога проявлять свою педагогическую деятельность через мотивационно-личностный, содержательный и оценочно-проверочный компоненты
Руководство основными формами организационно-управленческого обеспечения сфер жизнедеятельности студенческого коллектива колледжа
Способность  творчески организовывать и контролировать  поиск возможностей профессионального роста педагогов    и  студентов
Освоение всеми членами коллектива необходимых профессионально-педагогических компетенций в условиях инновационной деятельности
Продвижение от репродуктивного уровня к конструктивному, а от него к творческому
Создание условий для освоения необходимых компетенций всеми членами педагогического коллектива, финансовое и структурное обеспечение, интеграция всех социальных институтов социума


Психологическое знание «удерживает в себе» основную смысловую нагрузку всего процесса подготовки будущего учителя начальной школы, последующего его профессионального самосовершенствования на стажёрском этапе и дальше, т.к. только на языке психологических категорий можно осознать, что происходит с ребёнком в результате воздействия предметного учебного содержания, а также какие формы профессиональной подготовки должен продемонстрировать при этом учитель.
¾    в-третьих, специфическая направленность личности «на ребёнка», составляющая главное содержание профессиональной компетенции учителя начальной школы, проявляется также в его диагностико-управленческой деятельности. Этот аспект профессиональной компетенции учителя включает в себя, по мнению Т.М.Сорокиной, следующие профессиональные действия:
¾    аналитические, позволяющие учителю с помощью учебного содержания диагносцировать особенности развития младших школьников в процессе учения;
¾    проектировочные, с помощью которых учитель-педагог проецирует возможные варианты детского развития под влиянием обучающих воздействий учителя и родителей;
¾    прогностические, дающие учителю возможность создавать перспективные программы детского развития (развивающие цели) в процессе обучения, а также программы собственного самосовершенствования.
Таким образом, категория «профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается Сорокиной Т.М. как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и детского психолога. В основе её лежит концептуальное осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития  своеобразия социума (актуальные характеристики общественных явлений, особенности родительской группы и т.д.). Такое концептуальное осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе (а не копировании!) педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника [5, с. 53-55].
Позже Т.М.Сорокина [6] модернизирует структуру профессиональной компетенции учителя начальной школы
В её исследовании понятие профессиональная компетенция будущего учителя начальных классов трактуется как динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных. Она рассматривает профессиональную компетенцию как явление постепенной профессионализации будущего учителя. В то же время понятие «компетентность», с её точки зрения, более  определяет профессиональную деятельность зрелого учителя. Кроме того, в понятие «профессиональная компетенция» она вносит определённую специфику – это и интегральная профессионально-личностная характеристика будущего педагога, и область приложения его профессиональных возможностей.
По мнению исследователя, профессиональная компетенция учителя начальной школы особая – многопредметная. Центральным звеном её концепции профессиональной подготовки учителя начальной школы является коренное изменение роли и содержания его психологической подготовки, которая должна быть интегрирована со всеми аспектами обучения в едином, профессионально значимом для студента, развивающем пространстве. Такая деятельность будущего педагога обеспечивает ему актуальный уровень профессиональной компетенции, позволяющий выполнять сложную профессиональную деятельность по прогнозированию целей и задач психического развития детей в процессе обучения, созданию продуктивных условий для их разрешения, разработке диагностических программ, в том числе на предметном материале.
Структура профессиональной компетенции будущего учителя начальной школы включает в себя: 1) мотивационный компонент, выражающийся в постепенном развитии особой направленности учебно-профессиональной деятельности студента, основанной на приоритете целей развития личности младшего школьника; 2) профессионально-деятельностный компонент, содержащий систему учебно-профессиональных действий.
Последний предполагает овладение студентами:
¾    специфическими аналитическими навыками, позволяющими воспринимать и оценивать педагогическую ситуацию как многомерную, постоянно инновационную педагогическую реальность;
¾    особыми профессионально-диагностическими действиями, позволяющими будущему педагогу преобразовывать учебный предметный материал (математический, природоведческий и др.) в диагностический. Студенты учатся соотносить содержательно-предметный аспект обучения школьников с его «психологическим портретом», с теми возможными изменениями детской психики, которые могут наблюдаться у учащихся в процессе обучения. Овладение действиями такого типа позволяет студентам осознать развивающие возможности предметного содержания начального обучения;
¾    основами проектировочных действий, целью которых является создание гибкой системы организации жизнедеятельности школьника, условно названной Сорокиной Т.М. педагогическое пространство. Данная система включает в себя особенности развития младшего школьника в процессе взаимодействия: с учителем (через учебное содержание и вне его), со сверстниками (в процессе обучения), с родителями.
Механизмом прогнозирования системы педагогического пространства является овладение студентами приёмами моделирования целей детского развития в процессе обучения в соответствии с предварительным изучением особенностей психологической готовности детей к учению. На основании целеполагания создаётся обоснованное построение развивающего предметного содержания для детей и психологических путей его реализации (дидактическая система).
Существо подхода Сорокиной Т.М. к обоснованию структуры профессиональной компетенции будущего педагога определилось поиском и определением наиболее значимых характеристик, позволяющих заложить основы продуктивной профессиональной деятельности. Таким образом, может быть осуществлена единая, непрерывная линия профессионального становления, развития и совершенствования профессиональной компетенции педагога [6, с. 111-112].
Представленная Сорокиной Т.М. структура профессиональной компетентности будущего учителя при всех ее достоинствах достаточно противоречива  и имеет большую направленность на психологические аспекты профессиональной компетентности будущего учителя.
Сформированные на этот момент представления о профессиональной компетентности педагога и ее структуре позволяют пересмотреть подходы к подготовке будущих учителей начальных классов.
Действующие сегодня государственные образовательные стандарты СПО определяют ведущее системообразующее умение, которым должен овладеть выпускник, - это умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс.
К моменту начала самостоятельной профессиональной деятельности выпускник педагогического колледжа должен обладать определенным уровнем готовности к осуществлению основных видов деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой; уровнем освоения материала, предусмотренного программами учебных дисциплин; уровнем знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи; учебно-исследовательской деятельности как основы дидактики образовательного процесса.
Высокий уровень профессиональных компетенций выпускников характеризуется умением решать практические задачи через:
¾    проектирование отрезка целостного педагогического процесса с выделением всех его компонентов;
¾    использование теоретической модели педагогического процесса;
¾    глубокое теоретическое обоснование проекта, используя знания психолого-педагогических и специальных дисциплин.
Будущий учитель начальной школы должен решать практические задачи, характеризующиеся правильностью, полнотой, осознанностью, творческим подходом; демонстрировать высокий уровень информационной культуры; владеть профессиональной лексикой, последовательностью, логичностью, самостоятельностью суждений.
Выше изложенное задает новые векторы развития образовательной деятельности педагогического колледжа. Инновационность изменений проявляется, прежде всего, в смене традиционных форм учебных занятий, которые переориентированы не на передачу знаний в готовом виде, а на освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Это создает условия для формирования мотивационной среды образовательного учреждения, что означает насыщение образовательного пространства  и самого образовательного процесса мотивирующими факторами, стимулирующими активность субъектов образования  и обеспечивающими качество образования. Только в этом случае знания приобретают личностный смысл, становятся  достоянием выпускника.
Приоритет отдается развивающему обучению, деятельностный подход является ведущим в образовательном процессе. В связи с этим возрастает потребность в преподавателе, который способен обогащать  и изменять содержание и формы своей деятельности посредством критического, творческого освоения и применения достижений науки и педагогического опыта. Преподаватель колледжа, передавая студентам свои знания, опыт, навыки и умения, нравственные ценности личного и социального поведения, управляет формированием их профессионализма, и этот процесс настолько эффективен, насколько глубоко духовные ценности восприняты личностью обучаемого. Педагогическая деятельность становится сферой  практического человекознания, обусловливающего самореализацию субъектов образовательной деятельности.
В процесс подготовки будущего специалиста для системы российского образования должны быть включены: деловые игры, дискуссии (диспуты), кейс-метод,  работа над проектом.
Современный педагог должен находиться в курсе новейших научных достижений  и перспективных технологий, активно участвовать в развитии отечественной науки, владеть нетрадиционными подходами  к анализу, оценке педагогических ситуаций, принятию решений.
Поэтому уже со студенческой скамьи будущий учитель должен быть включен в инновационную деятельность, являющейся базовой для непрерывного педагогического образования.
Решение этой задача должно начинаться с изменением позиции преподавателя колледжа как непосредственного участника всех преобразований. Его инновационная деятельность становится обязательным компонентом  личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер.
Инновационная деятельность преподавателя колледжа реализуется в следующих плоскостях: управление; содержание образования, образовательные технологии, проектная деятельность.

Таблица 1 - Условия реализации инновационных преобразований в педагогическом колледже

Реализация этих условий позволит решить задачи, связанные:
¾           с подготовкой специалистов образования нового типа, способных видеть ребёнка как уникальную целостность, знающих законы развития детей в разных сферах науки, техники, искусства, общественной жизни, труде; умеющих создавать условия для раскрытия человеческого потенциала на разных этапах жизненного пути; понимающих и умеющих вести диалог с представителями различных социальных групп, культур;
¾           с поддержкой развития отечественного образования  путём трансляции сложившегося инновационного опыта деятельности колледжа, путем включения в разработку приоритетных проектов и программ развития образования;
¾           с освоением выгодных рыночных позиций, внутренних возможностей колледжа, результативности и качества деятельности, что способствует повышению конкурентоспособности на рынке труда.
Появление в школе учителя инновационного типа, это задача с глубоким социально-педагогическим смыслом. И именно от решения данной задачи напрямую зависит успех преобразований в самой системе общего образования, а также перспективы в развитии школы..……………………………………………

Список литературы:
1.    Введенский,  В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55.
2.    Коджаспирова,  Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.
3.    Кучугурова,  Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста / Н.Д. Кучугурова  // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. – М., 2000. – С. 360-362.
4.    Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М.И. Лукьянова // Педагогика. – 2001. – №10. – С. 56-61.
5.    Сорокина, Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. – Н. Новгород: НГПУ, 2002. – 168 с.
6.    Сорокина, Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания  / Т.М. Сорокина // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 110-114.

7.    Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / А.В. Хуторской  // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.



МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
 Автор: Богданова Валентина Пантелеймоновна
Учитель высшей категории МБОУ НОШ №95

Отличник народного просвещения
На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности ре­бёнка, особое внимание уделяется отбору содержания начального образования: оно призвано помочь реализовать способности каж­дого, создать условия для благополучного и оптимального индивидуального развития.
Анализ школьного обучения показывает, что развитие спо­собностей у многих учащихся значительно отстаёт от темпов роста объёма знаний. Это объясняется тем, что усилия учителей, как правило, направлены на анализ содержания конкретного учебного материала, на освоение конкретных фактов, хотя из­вестно, что система знаний нужна ученику не сама по себе, а для решения самых разнообразных практических и теоретических за­дач. В последние годы особо остро стоит вопрос о формировании у учащихся общих приёмов познавательной деятельности, общих подходов к решению любой задачи в новой ситуациио развитии учебно-логических умений, как важнейших инструментов позна­ния. С целью исследования условий успеха развития мыслитель­ной деятельности учащихся в процессе обучения мы занялась экспериментальной работой по теме «Методические основы развития учебно-логических умений младших школьников», основанной на образовательной про­грамме «Совершенствование методической  культуры у педагогов начальной школы по формированию учебно-логических умений» авторов Д.В. Татьяничеко и С.Г. Ворощикова.
Проанализировав содержание учебного материала по всем предметам системы Л.В. Занкова, от­метили, что во всех учебниках предлагается такой материал, ко­торый формирует общие умственные действия.
Например, разделение словесных или наглядных объектов, на группы по тем или иным основаниям (признакам) приводит к формированию мыслительной деятельности. Изменение в харак­тере этой деятельности по уровню сформированности действия классификации от низшего к высшему можно наблюдать при обучении грамоте, письму, математике, музыке. Например, учеб­ник Н.Л. Дмитриевой и А.Н. Казакова «Мы и окружающий мир» 1 класс, 2012 г., часть II с. 8-9. Тема: «Древние и современные растения и животные». Задание: «Найдите пары: современные животные - древние животные, современные растения - древние растения, сравните их» или тетрадь по письму 1 класс, 4 часть, с.5
 авторы Т.М. Андрианова и др., 2011 год. Тема: «Гласные буквы е, ё» задание «Прочитай слова. Поставь к ним вопросы. К какому слову можно поставить 2 вопроса? Почему?» (клёны, идёт, Семён, тёплый, ёршик).
     Перечисленные направления работы позволяют сформиро­вать три составляющие мышления, необходимые для успешного обучения младшего школьника в среднем звене:

  1. Высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существен­ного, классификации и др.
  2. Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновения нескольких вариантов решения проблемы.
  3. Высокий уровень организованности и целенаправленно­сти, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщающих схем анализа, явления.
     Развитие учебно-логических умений младших школьников -процесс, основанный на «соитии логики и интуиции,  понятия и образа, предшествующего опыта и освоения нового знания» Этим требованиям отвечают и ежедневные «мыслительные пяти­минутки», которые позволяют учителю мобильно развивать со­держание работы с учащимися, не изменяя учебный план, не уве­личивая нагрузки
Программа формирования логических умений учащихся включает развитие мыслительных функций

  1. Анализ и синтез.
  2. Сравнение
  3. Обобщение и классификация.
  4. Родовидовое определение понятий
  5. Доказательство и опровержение
  6. Определение и решение проблемы
Овладение учебно-логическими умениями предполагает проведение «пятиминуток», направленных не только на форми­рование новых умений, но и на систематизацию и закрепление ранее сформированных. Валентина Павловна стремится как можно шире привлекать содержание предметного учебного мате­риала для формирования учебно-логических умений, а в даль­нейшем использовать сформированные умения для приобретения учащимися предметных знаний. Содержание работы может обогащаться, интегрироваться с развитием внимания, памяти, вооб­ражения и т.д.что позволяет говорить о гибкости формы данной работы.
С этой целью были проведены проверочные тестовые зада­ния (в начале и в конце учебного года).
Учащимся был предложен тест «Анаграмма» (см. книгу А Ф Тихомировой «Развитие интеллектуальных способностей школь­ников» г. Ярославль, 2008 г, с 80-8 1)
Цель: выявить наличие или отсутствие у школьников теоре­тического анализа и синтеза.
Инструкция: учащимся предлагаются анаграммы (слова, преобразованные путём перестановки входящих в них букв). Учащиеся должны по данным анаграммам найти исходные слова.
Время выполнения - 10 минут.

1.           лбко              блок
2.           упкс              пуск
З.           раяи             ария
4.           еравшн         реванш
5.           ашнрри         шарнир

6.           ркдети             кредит
7.           окамднри        командир
8.           вцтеко             цветок
9.           икбуинак         клубника
10.         умызак            музыка


Обработка результатов: учащиеся в результате выполнения задания делятся на 2 группы:
1 группа - учащиеся быстро находят ответы, обнаружив об­щее правило: л б к о - блок
(две соседние буквы переставлены местами). На эту деятельность и направлен их анализ.
2 группа - учащиеся решают каждую задачу как новую. У них отсутствует теоретический анализ (способность мысленно выделять структуру слов)
Уровни выполнения задания:
верно выполнили:
а) 10-7 заданий - отличный уровень сформированности мыслительных операций;
б) 6 заданий – удовлетворительный уровень;
в) менее 6 заданий - низкий уровень сформированности мыслительных операций.
Задания второго теста были подобны первому. Результаты 1 и 2 тестирования показали, что после систематического проведе­ния мыслительных «пятиминуток», направленных на формирова­ние целостного представления об анализе и синтезе, значительно увеличился уровень способности учащихся к теоретическому анализу и синтезу (на 18%). Очень высок показатель сформиро­ванности мыслительных операций у учащихся класса (82%, ме­тодика А.Ф. Тихомировой).
А также выросла доля самостоятельности учащихся при опе­рировании знаниями в новых, нестандартных условиях. Появи­лись хорошие условия для формирования у школьников произ­вольности, самостоятельности в действиях, способности управ­лять собой в сложных ситуациях.
Формирование познавательной культуры, в основе которой лежат учебно-логические умения, обогащает и совершенствует методику обучения детей, отражает индивидуальность каждого ученика, позволяя использовать его творческий потенциал, обес­печивает целесообразность познания, ориентирует на результат.
              Тематическое планирование 1-II класс
Тема
содержание тем
задачи каждой темы
Количество пятименуток
Теоретических
Практических
Всего
  1. Учимся правильно мыслить
  • Способствовать пониманию учащимися сути и познания «мыслительных пятиминуток»
  • На доступном материале дать элементарные знания об анализе и синтезе.

  • Что такое гимнастика ума
  • Основные инструменты познания
Познания: анализ и синтез (2 ч.)

  • Тест «Анаграммы»
5
  1.  Анализ и синтез:
 объект, аспект, компонент
  • Способствовать формированию на уровне первоначального применения функциональных знаний и умений:
а) определять объект           
анализа и синтеза,
б) определять аспект анализа и синтеза,
в) определять компоненты объекта в соответствующем с установленным аспектом анализа и синтеза
г) определять существенные   признаки объекта
  • Объект анализа (2 ч.)
  • Аспект анализа и синтеза. Компонент объекта (2 ч.)

  • определять объект анализа
  • Игра «Хорошо – плохо»
  • События моей жизни
7
  1. Качественное количественное описание  компонентов объекта
  • Способствовать формированию на уровне первоначального применения функциональных     знаний, умений       
  • Осуществить количественное и качественное описание компонентов объекта

  • Качество - важное свойство объекта (2 ч.)
  • Количественное описание свойств компонентов (4 ч.)
  • Угадайка
  • Тест «Выделение
существенных при знаков математических понятий»
  • Весёлые измерения
10
  1. Пространственное отношение компонентов связи
  • Уметь определять    пространственные отношения компонентов объекта         
  • Пространственные связи компонентов объектов
  • Пространственные связи героев р.н.с. «Ветка»
  • Путешествие незнайки
  • Ориентирование в графическом пространстве
4
5 Временные отношения компонентов объекта          
  • Временные связи компонентов объекта         
  • прошлое - настоящее – будущее…
  • Времена глагола
  • Лента времени и Я
4





ОТКРЫТЫЙ УРОК
Автор: Богданова Валентина Пантелеймоновна
Учитель высшей категории МБОУ НОШ №95

Отличник народного просвещения
Тема:  Целебный напиток
Цель: Познакомить учащихся с некоторыми видами лекарственных трав, их целебными свойствами, правилами сбора и просушки растений. Научить правилам заваривания чая. Воспитывать культуру поведения за столом.
I.Целевая установка.
Сегодня у нас еще одно занятие по теме «Человек и его здоровье». На этом занятии вы  узнаете  о чудо – растениях, которые помогают человеку справиться со многими болезнями без таблеток и уколов.
     - Сколько раз мы слышали истории о том, что если летом заболеет деревенская кошка или собака, она убегает на луга и там находит какие – то травы, которыми лечится. Эти рассказы – чистая правда. Чутье приводит животных к  нужным  им целебным растениям.
     - Почти так же лечились и первобытные люди. Не понимая причин своих заболеваний, ничего не зная о функциях своего организма, они искали и находили нужные им лекарственные растения. Конечно, было много и ошибок, но на протяжении многих веков человечество накопило много ценных сведений о растениях.
       Например, в нашей области известно свыше 200 лекарственных растений. «Зеленые друзья» богаты витаминами, укрепляют наше здоровье, убивают почти все микробы.
      - А вот побольше узнать об этих «Зеленых друзьях» поможет нам маленькая девочка, героиня одной знакомой вам сказки.
     - Догадайтесь, о ком идет речь: «И как только она поцеловала лепестки…….. всего в дюйм ростом» (из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» с.4).
    -  Перед вами карта «Страны растений», а тропинка, уходящая вдаль, поможет вам отыскать удивительный волшебный цветок, из которого мы с вами сегодня на уроке приготовим целебный напиток.Но дойти до этого цветка нелегко, много преград на пути.
II. Открытие новых знаний
Цветок, о котором пойдет речь – чаще городской житель (перемещаю Дюймовочку на полянку «город»).
    -  Это растение хорошо вам знакомо, но не каждый знает, что оно лекарственное (1 ученица читает стих «Одуванчик».)

Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь ,в полях
Белеют чудо – шарики
На стройных стебельках.

Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки.

Но лишь пройдется осенью
Других ветров волна, -
Срываются, взвиваются
На воздух семена.

Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
    -   А какие части растения используют для лечебных целей? (рисунок «Одуванчик»).
(Корень. Заготавливают поздней осенью, промывают и сушат. Отвар корней пьют для аппетита, при болезнях печени.
Листья богаты витаминами. Весной, когда еще мало зелени вокруг, из них можно приготовить весенний салат).
        Итак, какие части одуванчика используют?
Чтобы пройти по тропинке к озеру, вы должны отгадать, из чего я приготовила целебный напиток? (Даю учащимся отвар мяты).
Ответ: Мята полевая. По каким признакам догадались?
        -  Растет повсюду, где есть вода (по берегам рек, в садах). Мяту невозможно спутать ни с каким другим растением: все части растения издают сильный мятный запах. В народе мяту используют при очень многих заболеваниях желудка, сердца, органов дыхания; заваривают чай  при простуде, ангине.
       -  В жару мяту добавляют в молоко, чтобы оно не прокисло. Свежие фрукты обсыпают мятой для предотвращения порчи. Стебли и листья мяты используют как приправу для салатов, добавляют в гарниры и напитки.
-Итак, мы с вами побывали в городе, у озера. А куда отправимся теперь? Догадайтесь:
На горе шумит,
А под горой молчит?
                                                                                          (ЛЕС)
  И встречает нас Лесовичок (передвигаю Дюймовочку на следующую картинку).
     -    Он представляет нам растение, которое тоже можно узнать по аромату. Этот аромат  со второй половины лета и до сентября стоит над лесами, лугами, оврагами.
     -    Наиболее сильный запах источают мелкие фиолетово-розовые цветочки.
(Ученик, вызванный к доске, нюхает цветы).
Ответ: Душица
     -Откуда пошло это название? (В Киевской Руси его считали средством, отгоняющим  злых духов,  колдовство.  Дух – душа – душица.)
     -  Для чего используют листья и стебли душицы? (При простуде, кашле, головной боли (для снятия головной боли вымойте голову отваром душицы); как общеукрепляющее, успокоительное средство, которое улучшает сон. Для залечивания ран используют порошок из травы: к воспаленным участкам кожи прикладывают свежие или размоченные листья.
     - Душицу даже используют при засолке грибов и огурцов.
     - Ее собирают в период цветения (июнь – июль). Цветы срезают чуть выше корня. Почему?  (это позволяет сохранить растение в природе). Сушат  растение тени, в проветриваемом помещении.
      - А если вы посадите душицу у дома, на газоне, то сможете каждый день дышать ее целебным ароматом.
 Учитель передвигает картинку  Дюймовочки на полянку.
 Ш. Физминутка.
Звучит музыка из фильма «Красная шапочка»  «Если долго по тропинке…».
IV. Слово учителя.
 И добежали мы с Дюймовочкой по тропинке до уютного домика, за которым маленький садик. В нем когда – то у доброй старушки из сказки Катаева рос цветик – семицветик. Но бабушка подарила его Жене, а сама стала выращивать вот такие нежные цветы:
Гербарий: ноготки
 - В природе его не встретишь, зато можно увидеть в садах и парках. Но у этого цветка есть еще одно название:
-  Древние римляне считали, что это растение извещает о начале дня и ночи, т.к. цветки раскрываются с восходом солнца и закрываются после его заката, т.е.работают как часы – календарь  -  КАЛЕНДУЛА.
- Спортсмены использовали это растение как ранозаживляющее средство.
- Особенно широко использовали это растение в годы Великой Отечественной войны для лечения гнойных ран.
- А какое растение залечивает раны? (Душица).
    - Календулу используют при болезнях желудка, кашле. Даже запах ее убивает микробы. Используют цветочные корзиночки, которые заготавливают во время цветения и сушат в темном месте.
V.Обобщение.
Душицу, календулу, мяту можно объединить по одному признаку. Какому?  (Всех их используют для лечения простудных заболеваний.) А еще? (У них заготавливаются и используются стебли и цветы)
А у одуванчика? (Корень).
А наша Дюймовочка уже в гостях у Бабы - Яги. Та тоже предлагает свои растения для приготовления целебных напитков.
ВЕХ ЯДОВИТЫЙ
ЛЮТИК ЕДКИЙ

    - Возьмем эти растения в свою коллекцию? (нет) Почему?
     - Что из них готовит Баба – Яга? (зелье).
VI. Поговорим о чае.
   - Последняя преграда и конец пути.
 Послушайте стихотворение  «Волшебный цветок». Догадайтесь, о чем идет речь.
На родине своей, в Китае,
Его все люди почитают.
Он силу, бодрость им дает.
Кто пьет его – не устает!
Не клонит в сон того дремота,
Кто выпьет чашечку с охотой.
И в Индии в нем знают толк
Душистый, байховый ………..(чаек!)
- Что же это за цветок, из которого готовят целебный напиток в каждом доме? (ЧАЙ).
Таблица, рисунок чая
- А почему это тоже целебный напиток? (Придает бодрость, снимает усталость, поднимает жизненный тонус).
- Это растение выращивает человек или оно растет само по себе как душица, одуванчик?
VII. Практическая работа.
Вы умеете заваривать чай? (Ученик в фартуке заваривает чай)

  1. Ополоснуть заварочный чайник кипятком
  2. Положить 1 чайную ложку заварки на 1 стакан воды
  3. Залить чай кипятком, накрыть  салфеткой (Салфетка пар пропускает, но задерживает эфирные вещества, которые придают чаю аромат). Чай настаивается 5 минут.
VIII. Закрепление.
-  Пока наш чай  будет настаиваться, я вам предлагаю провести несколько тренингов:
a)      В двух  стаканчиках налиты настои мяты и душицы. Узнайте, где какой.
- При каких заболеваниях используют мяту? (органов дыхания, желудка, сердца)
душицу? (головная боль, бессонница, простуда)             
- Как эти растения используют в хозяйстве?                                                                        
    мята -  добавляется в молоко, чтобы не скисло, ею обкладывают фрукты для      предотвращения порчи.           
    душица – солят огурцы, грибы.
b)  За доской вывешены образцы гербария. Убрать нелекарственные растения, назвать оставшиеся).
КАЛЕНДУЛА (заживление ран, болезни желудка).
ЧАЙ КИТАЙСКИЙ (тонус, бодрость).
 Назовите правила  заваривания чая.
- Можно ли использовать повторно эту заварку? (показываю чай). Нет, потому что улетучиваются эфирные вещества и появляются вредные вещества.
IXИтог урока.
 - Что  еще помогает человеку быть здоровым?
 - Путешествии вместе с Дюймовочкой  окончено, приглашаем гостей пить чай!

Комментариев нет:

Отправить комментарий